Псковская церковная архитектура. Византия, просветившая Русь светом христианства, дала ей и первые образцы церковного зодчества. Прототипом наших первых Божиих храмов является, однако, не пышная Цареградская св. София, а небольшие церкви ближайшей к нам Византийской окраины - Херсонеса Таврического, так же как и некоторых островов Архипелага. В первые времена христианства наши церкви, особенно в лесистой Псково-Новгородской области, были несомненно деревянными. Так как от них не сохранилось никаких остатков, то трудно сказать точно, какова была их архитектура. Однако ж некоторые летописные данные позволяют допустить с вероятностью, что строители этих церквей старались приблизиться к типу Византийских храмов, насколько это обусловливалось свойствами деревянного материала. Так, например, мы имеем полное основание предположить, что план этих церквей был квадратный, восточная часть имела три абсиды, а верх увенчивался главой с крестом. В далеких, малодоступных уголках нашей родины, куда не проникало Византийское влияние, свободное народное творчество создало другой тип - круглой церкви. Впоследствии, с расцветом национальной жизни, пробудилось и самобытное Русское искусство. В половине XVI ст. круглый тип получает такое же официальное признание, как и Византийский, и переходить с деревянного в каменное зодчество.
Первыми строителями каменных церквей были Греки, приходившие из соседних с Южной Русью Византийских городов и строго державшиеся тех образцов, какие они видели на своей родине. В общих чертах Византийский храм имел следующий вид: в плане - крест, квадрат или прямоугольник; восточная часть имеет три полукружия (абсиды), из коих среднее предназначается для престола, левое для жертвенника и правое для дьяконника; церковь покрыта цилиндрическими и парусными сводами; посреди ее находится 4 столба (пилона), образующие четвероугольник; на них опираются подпружные арки, поддерживающие цилиндрический каменный трибун (барабан), с полусферическим сводом; все здание увенчивается крестом; каждый из 4 фасадов по вертикальному направлению делится лопатками (пилястрами) на 3 части, покрытые дуговыми крышами; высота алтарных абсид менее высоты главных стен храма. Этот тип лег в основание всех наших первых каменных церквей. Иногда храм расширялся устройством боковых алтарей и приделкой паперти с западной стороны. На таком расширенном храме ставилась уже не одна глава, а три (Иоанно-Предтеченский монастырь во Пскове), пять (Новгородский Софийский собор, Псковский Троицкий собор 1362 г. по иконе Сретения Божией Матери, скопированной Годовиковым, церковь погоста Малы (близ Изборска)) и более; в западной части храма стали устраивать хоры. Но основные черты типа оставались неизменными. В области Псково-Новгородской мы замечаем некоторые уклонения от принятого образца как во внешнем облике, так и во внутреннем устройстве, а именно. Крестовый план храма очень скоро уступил место квадратному, ибо последний давал более простора хорам. С этой целью северные и юго-западные углы храма заполнялись пристройками, доведенными до высоты главных стен храма (Спасо-Мирожский собор, ц. Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре). Вместо трех дуговых покрытий каждого фасада стали выводить стены последних фронтонами и покрывать их на два ската, вследствие чего получалась 8-мискатная кровля, с довольно острыми углами (так наз. щипцы) в местах пересечения скатов. Впоследствии во Пскове все эти кровли были заменены 4-хскатными, как более простыми. Лицо стены и здесь также делилось на 3 доли пилястрами - лопатками, но верхние закругления, находясь под двумя косыми линиями стенного угла-фронтона, сами собою должны были получить иную форму и разверстались соответственно этим косым линиям кровельного ската, причем среднее кружало разбилось на 3 доли, а боковые обделались, как половины среднего кружала. Подобный фасад получил сходство с Византийским тройным окном. Таковы фасады большинства Псковских церквей, как-то: Пароменской, Иоакимо-Анненской, Петропавловской, Васильевской, Варлаамовской, Козьмодемьянской с Примостья и других. Старинные кружальные деления остались лишь на Спасо-Мирожской соборной церкви, на Иоанно-Предтеченской в Ивановском монастыре и на Михайло-Архангельской. О происхождении Новгородского типа кровельного угла существуют разные мнения: одни находят в нем сходство с Грузинским типом церковного кровельного угла, попавшим в Грузию, несомненно, из Византии; отсюда они заключают, что и наш Новгородский тип угла также Византийского происхождения2. Другие усматривают в нашем угле формы готического стиля, а потому видят в нем подражание западу, объясняемое близостью Новгорода и Пскова к западной границе и постоянными сношениями с Германским миром. Что западные формы искусства проникали к нам очень давнов этом не может быть никакого сомнения: они сказываются даже во Владимиро-Суздальском зодчестве XII века, носящем на себе признаки господствовавшего тогда в запад. Европе романского стиля. Тем более это влияние запада должно было сказываться на Новгороде и Пскове, служивших проводниками Европейской культуры в Московскую Русь. Наконец, третьи считают эту форму чисто Русскою, происходящею от обычного кровельного угла наших деревянных построек. Что касается материала крыш, то первоначально, вероятно, это была черепица, а потом тес. Иногда крыши обивались свинцом. Церковные главы покрывались деревянною лещадью или зелеными изразцами. Впрочем, есть основание думать, что в древности их покрывали белою жестью; по крайней мере, так описывают их Шведы, осаждавшие Псков в 1615 году. Алтарные абсиды стали сильно выступать из восточной стены храма, вследствие чего общая масса храма получила большую ясность и отчетливость. Затем, из практических соображений, боковые абсиды стали делать значительно ниже средней (Ново-Вознесенская, Пароменская и др.), а в маленьких церквах ограничиваться одною среднею абсидою (Преполовенская на Спасском подворье). Вследствие недостатка хороших мастеров, пришлось отказаться от изящных колонок, которыми Греки украшали свои церковные трибуны, отчего последние получали как бы форму многогранников. Поэтому наши трибуны остались простыми гладкими каменными цилиндрами. Византийский плоский купол, под влиянием особых атмосферических условий севера, изменился сначала в форму шлема, затем маковицы, а иногда груши, дабы на нем не задерживалась влага. Холодный северный климат, неуменье делать большие стекла, непрочность наборных рам, узость слюдяных пластинок, заменявших стекла, заставили большие окна в куполе сузить до размеров щелей. Дабы такие окна давали больше свету, оконные ниши стали делать раскосыми, отчего световые лучи падали в храм в виде расходящегося снопа или веера. Начиная с XIV века, при церквах ставятся приделы, сначала только с одной стороны, причем с другой, ради симметрии, делаются пристройки, но без алтарной части, напр., в церкви Василия на горке и Иоакимо-Анненской. К приделам обыкновенно примыкают паперти. Фасады приделов обрабатывались так же, как и самая церковь, т. е. на них делались такие же трехдольные деления, напр., в ц. Богоявления и Василия на горке. Вследствие этих боковых прибавок, церковь как бы расползалась вширь, становилась приземистою, словно вросшею в землю. С ХIV-ХV столетий на Псковских церквах появляются очень красивые узоры из простейших геометрических фигур: квадратов и треугольников. Ими украшаются карнизы абсид и купольных барабанов. Эти узорчатые каймы составляют особенность Пскова. Редкая церковь их не имеет. Очень часто к ним присоединяются углубления в виде кокошников с уступами внутри. Эти создания чисто народного местного творчества обличают недюжинный художественный вкус самобытных Псковских зодчих того времени. Подобные украшения можно видеть почти на всех Псковских церквах, но особенно они развиты на Никольской со Усохи, Варлаамской и Богоявленской. Кажется, с конца XV века появляются цветные изразцовые пояски, придающие новую прелесть церковным куполам. К сожалению, теперь почти все эти изразцы варварски замазаны и забелены, и только кое-какие остатки их сохранились на Сергиевской с Залужья, Георгиевской со Взвозу и Михайло-Архангельской церквах. К XIV - XV векам относится еще одно украшение: вертикальные валиковые разводы на алтарных частях, образующие сверху полуциркульные арочки (Пароменская, Никольская со Усохи, Козьмодемьянская с Примостья, Петропавловская, Воскресенская, Варлаамская, Климентовская, Никитская и др.). Этот мотив очень похож на Сирийский орнамент VII-VIII столетий. К числу чисто Псковских украшений относятся еще маленькие фронтончики с загнутыми в стороны краями над купольными окнами, так называемые бровки. Под церквами устраивались подвалы (подклети, подцерковья), в которых хранилось церковное имущество, а иногда и купеческие товары. Такие подвалы находятся почти под каждою древнею Псковскою церковью. Одну из особенностей Псковского зодчества, как церковного, так и гражданского, составляют крыльца своеобразного Псковского пошиба: впереди ставили два толстых каменных столба; между ними перекидывали арку; с каждого столба такие же арки перекидывались на стену; сверху все сооружение покрывалось двускатной крышей. Такие крыльца находятся при Пароменской, Иоакимо-Анненской, Георгиевской, Воскресенской, Образской, Козьмодемьянской с Гремячей горы и др. церквах. К сожалению, большинство этих интересных построек совершенно испорчены позднейшими переделками, а именно: боковые их пролеты почти везде заложены. Другая Псковская особенность - это знаменитые звонницы, "очаровательные небольшие сооружения, создания немудреного ума, но поистине теплого чувства, проникнутые тонкой поэзией и чутьем прекрасного" (Грабарь, Ист. Рус. иск. стр. 8). Звонница есть каменная постройка в виде высокой стены с проемами, в 2 или 3 яруса, в которых висят колокола. Форма ее взята, вероятно, с древней первобытной деревянной колокольни, состоявшей из двух столбов с перекладиной, на которой подвешивались колокола. Верх звонницы покрывался двускатной крышей и украшался барабаном и главой с крестом. Двускатные крыши появились позже, на старинных же рисунках звонницы покрыты рядом фронтонов, по одному над каждым проемом. Иногда звонницы ставились отдельно, как в Пароменской и Никольской Единоверческой церквах, иногда воздвигались на церковной стене (Ново-Вознесенская, Сергиевская и др.), а иногда на паперти (Варлаамовская). В Новгороде также бывали звонницы, но там они или не получили большого распространения, или же не сохранились, между тем как во Пскове до сих пор их осталось 13 (Иоакимо-Анненская, Георгиевская, Ново-Вознесенская, Никольская Единоверческая, Сергиевская, Мирожская, Пароменская, Никитская, Воскресенская, Варлаамская, Богоявленская, Козьмодемьянская с Гремячей Горы и Ивановская). На старых планах Пскова редкая церковь стоит без звонницы. Даже в Москве Псковские строители возвели несколько звонниц. Наружные стены своих храмов Псковичи и Новгородцы никогда не раскрашивали, а только оштукатуривали. Также поступали и их западные соседи. Раскраска появилась в Московском зодчестве, как более самобытном, народном. Во внутреннем устройстве церквей прежде всего необходимо отметить чисто Псковский строительный прием: ступенчатые арки. Он состоит в том, что церковные своды подымаются к куполу в виде уступов, вследствие чего давление купола распределяется на большую площадь.С XII века подпружные арки укрепляются дубовыми связями, которые в ХVI-ХVII столетии, заменились железными. Внутренние четырехугольные столбы (пилоны) заменяются круглыми, как требующими сравнительно меньше места. Впервые они появляются в церкви Ивановского монастыря (1240 г.). Впоследствии в большинстве Псковских церквей начали обтачивать столбы если не по всей их длине, то по крайней мере снизу, до высоты человеческого роста, дабы дать более простора молящимся. Восточную пару столбов скругляли обыкновенно только со стороны алтаря, задние же их стороны оставляли плоскими, чтобы удобнее было прислонять к ним иконостас. С XVII столетию, парусные своды начинают уступать место сомкнутым, причем внутренние столбы, как излишние, уже не ставятся. Такое покрытие обходится дешевле парусного и требует меньшего искусства. Барабан на такой церкви делается глухой, т. е. без окон, ибо при этом купольное отверстие, чрез которое мог бы проходить свет, уже не существует (Покровская от торга церковь, Никольская Единоверческая). Не всегда, впрочем, сомкнутый свод указывает непременно на XVII век: бывали случаи, что парусный свод древней церкви падал, и тогда его заменяли сомкнутым. Поэтому, сомкнутые своды встречаются и в храмах, строенных ранее XVII века, но подвергшихся потом коренной переделке, например, в Козьмодемьянской на Гремячей Горе, Преполовения на Спасском подворье и Богословской на Мишариной Горе. С XIII стол, в стенах появляются голосники, т. е. полые глиняные кувшины, вставленные в толщу стен. До сих пор не установлено вполне точно их назначение. Одни считают их резонаторами, уничтожавшими рассеяние звуковых волн во время чтения или пения; другие полагают, что голосники не могли иметь никакого влияния на акустику и служили только для облегчения давления каменных масс. Они встречаются во многих древних Псковских церквах, но особенно изобильна ими Мироносицкая церковь. В церковные стены стали вделывать каменные надгробные плиты, которые встречаются во всех древних Псковских храмах. Полы, делавшиеся сначала из плитняка или из дубовых квадратных плит, стали впоследствии заменяться кирпичными. Князь Всеволод Мстиславович, в свое кратковременное пребывание, успел выстроить первый каменный собор св. Троицы, оставшийся без подражаний. В Псковских церквах немного тесновато, но зато он производят какое-то невыразимое впечатление простоты, душевного мира и теплого, домашнего уюта. Теснота же их выкупалась их обилием. На плане города, находящемся на Сретенской иконе, в пределах городских стен, без Завеличья, т. е. на пространстве 210 десятин, насчитывается до 70 церквей, по одной церкви на 3 десятины. Стенной орнамент Псковских церквей проще, чем Новгородских, но нельзя не удивляться искусству, с каким Псковских зодчий распоряжается этими треугольничками, квадратиками и кокошничками, располагая их в нехитрые, но прекрасные по своей простоте узоры. Создавать более тонкие рисунки нельзя было и по свойству самого строительного материала Псковских церквей: почти все они строены из плиты. Золотое время Псковского зодчества совпадает с эпохой самостоятельности Пскова (XIV и XV стол.), когда самобытное развитие Киевского и Владимирского зодчества было прервано Татарским нашествием, не коснувшимся двух севернорусских республик. В этот период во Пскове выстроено и перестроено более 40 церквей. Псковские зодчие славились в это время далеко за пределами своей родины, и сам Иван III вызывал их в Москву, где они выстроили Благовещенский собор, Ризположенскую церковь и храм Златоустова монастыря. Представляется вопрос: почему присоединение Пскова к Москве почти ничем не отразилось на его церковном зодчестве? Почему в XVI и XVII стол. Псковские храмы продолжали строиться и перестраиваться по одним и тем же освященным веками приемам и образцам? Нам кажется, что причина этого явления лежит прежде всего в отдаленности Псковской земли от центра Московского государства, вследствие чего культурное влияние последнего должно было проявляться здесь сравнительно слабее. Второй причиной служит относительная бедность Пскова, хотя отдельные его граждане, вроде Поганкина и др., и могли обладать большими средствами. Ксендз Пиотровский, бывший при войске Батория во время осады Пскова, пишет: город обнесен стеною, за которою красуются церкви, как густой лес, все каменные. В другом месте, со слов наших пленных, он сообщает, будто во Пскове 300 церквей; но число это, конечно, сильно преувеличено. Влияние Московского зодчества обнаруживается только на 4-х Псковских церквах: Михайло-Архангельской (шатровая колокольня), Никольской Единоверческой (пятиглавие), Пантелеймоновской и Стефановской (размеры обеих церквей, двери и оконные наличники). Краткая хронология Псковских церквей:
Н.Ф.Окулич-Казарин. Спутник по древнему Пскову (Любителям родной старины), 1913 г. |
Copyright © 2004 - 2007 Антон Масальский | e-mail: mantony@yandex.ru | |