Снетогорский монастырь

В 2 верстах к северу от Петропавловской Сироткинской церкви, на возвышенном мысе, вдающемся в р. Великую и называемом Снетной горой, находится Снетогорский монастырь. Название горы происходит, вероятно, от снетка, заходящего сюда изо Псковского озера. Снетогорские монахи издавна промышляли рыбой и имели свои лавки и даже свое подворье в рыбных городских рядах. Время основания монастыря неизвестно, но несомненно, что он основан не позже XIII века, так как о нем упоминается в летописи под 1299 годом, когда Меченосцы, неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь и убили игумена Иоасафа с 17 монахами. Возможно, что Иоасаф и был основателем монастыря, так как во Псковских синодиках он называется первым Снетогорским игуменом. Вследствие некоторых особенностей своего внутреннего строя, монастырь приобрел характер светской промышленной общины, чему способствовал, главным образом, обычай вкладничества, состоявший в том, что каждый монах делал в монастырскую казну имущественный вклад, доходы с коего шли в его пользу. Это искажало самую идею иночества и вносило в монастырскую жизнь чисто светские начала, против чего еще в XIV столетии восставали высшие духовные власти. Однако ж эти отрицательные стороны Снетогорского монашества не помешали появлению среди него двух великих Псковских подвижников, Евфросина и Саввы, основавших впоследствии свои отдельные монастыри. Благодаря тому же промышленному характеру братии, Снетогорский монастырь отличался благоустройством и обеспеченностью, вследствие чего в нем охотно останавливались знатные заезжие гости светского и духовного чина. В 1477 г. Новгородский архиепископ Феофил, в знак своего особого внимания к Снетогорскому монастырю, подарил ему "самозвонные часы", предназначенные сначала для Троицкого собора. В числе братии бывали иногда и лица высокопоставленные: так, напр., в 1404 г. здесь постригся князь Григорий Евстафьевич, сын знаменитого героя, служилого Изборского князя Евстафия, и здесь же был погребен в 1417г. В 1419 г., во время жестокого мора, здесь же постригся больной Псковский князь Феодор Александрович Ростовский. Впоследствии, выздоровев, он уехал в Москву. В смутный 1б13г. шайкой Лисовского был убит на дороге в Москву игумен Снетогорского монастыря, сопровождавший арестованного Псковского самозванца Сидорку. В 1615 году Густав-Адольф устроил в монастыре свою главную квартиру. В 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия, а в 1804 г. монастырь упразднен и передан архиерейскому домоправлению. Недалеко от монастыря, вправо от дороги, стоит часовня. По преданию, здесь был прежде монастырь. Монастырские святые ворота чрезвычайно схожи с воротами Спасо-Мирожского монастыря, ныне переделанными и закладенными. На двух толстых и низких столбах, покрытых глубокими каннелюрами, утверждена проездная арка; за нею идет другая такая же арка; а дальше третья. Правее ворот в стене видна другая воротная арка, меньших размеров, не заделанная. Несомненно, что и здесь были такие же тройные ворота, как и описанные выше. В монастыре находятся две церкви: Рождества Богородицы и Владимирская, бывшая Рождества Христова.
Церковь Рождества Богородицы.
По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г. В 1493 г., по словам летописи, "погори Снятная гора весь монастырь и церковь храмъ святыя Богородица". Вероятно, церковь была только сильно попорчена пожаром, но не разрушена, потому что ее архитектура принадлежит глубокой древности. Прежде всего она поражает своим сходством со Спасо-Мирожским собором. На северном и южном фасадах находятся, как и в первом, по две арки: одна большая, Другая значительно меньше. Северо- и юго-западные углы храма надстроены позже, как и в Спасо-Мирожском соборе, из чего следует, что первоначальный план храма был, подобно Спасо-Мирожскому, не кубическим, а крестовым. На востоке находятся 3 полукруглые абсиды безо всяких Украшений. Средняя абсида немного ниже церковной кровли, боковые вдвое ниже средней. Последняя значительно меньше, нежели в Спасо-Мирожском монастыре. С южной стороны находится пристройка оружейная, здесь прежде была монастырская трапезная. С запада приделана паперть, хотя позднейшая, но все же древняя, с арочным входом. Церковь увенчана главою, которая тоньше и длиннее Мирожской, а потому придает храму более стройный вид. При входе на паперть обращает на себя внимание огромная толстая плита. Прежде она лежала на земле у самого входа. За папертью идет притвор, покрытый массивными сомкнутыми сводами. Здесь находятся 3 двери: справа - трапезу, слева - в ризницу и прямо - в церковь. В ризнице хранилось прежде несколько маленьких пушек на лафетах. По преданию, они оставлены здесь Густавом-Адольфом. Вход во храм имеет грубо сделанную перспективную арку. Внутренность храма имеет одну архитектурную подробность, не встречаемую в других церквах: по своей длине, от запада к востоку, храм разделен тремя внутренними стенами; следовательно, всех продольных стен, считая с двумя наружными, - пять. Каждая из внутренних стен имеет два пролета, коими соединяются между собою продольные отделения храма. Все отделения покрыты сомкнутыми и коробовыми сводами. В северо-западном углу, в своде, заметно сферическое углубление - вероятно, след бывшего здесь маленького купола. Все продольные стены не доходят до иконостаса шагов на 6, вследствие чего между ними и иконостасом образуется узкое и длинное пространство. Над ним возвышается полый барабан с 8 щелеобразными окнами, утвержденный на 4 подпружных арках, пять из которых опираются не на столбы (их нет), а на стены. Против алтаря устроены наверху каменные хоры, на которые можно взойти только из трапезной. За правым клиросом почивают мощи убиенных в 1299 г. игумена Иасафа с братиею. В стенах храма вделано много надгробных плит, из коих древнейшие - 1647 и 1648 годов. Весьма вероятно, что весь храм в древности был покрыт фресками, как и в Спасо-Мирожском соборе.
Церковь св. Владимира, бывшая Рождества Христова.
Построена в 1519 г. во имя св. Николая Чудотворца и была трапезною. Тогда же были при ней построены настоятельские кельи. Церковь имеет форму вытянутого вверх прямоугольника, наподобие Стефановской. Западный фасад закрыт позднейшей пристройкой. С севера сделано трехдольное деление, но оно не доходит до кровли почти на 2 аршина; кроме того, правая лопасть гораздо короче двух остальных. Остающаяся наверху часть стены имеет прямоугольное углубление почти во всю ширину стены, сделанное, вероятно, для фресок. Верх углубления срезан, из чего следует, что древнее церковное покрытие было, вероятно, 8-скатным. С востока приделана полукруглая абсида, без украшений. Барабан глухой и также без украшений. Внутри храм совершенно переделан. Он накрыт прямым потолком, а абсидное углубление закрыто глухой прямой стеной. Все эти переделки произведены в 1814 г.
Верхняя часть нынешней колокольни в начале XX века была разбита громовым ударом и потом выстроена заново. Нижний же ярус остается древним. Он имеет 8-гранную форму. Сооружение его относится к началу XVIII столетия. Внутри находилась церковь Вознесения, иконостас коей в 1814 г. перенесен в нынешнюю Владимирскую церковь. Снаружи, на восточной стороне колокольни, видны окна с затейливыми наличниками и фронтонами. Между ними едва выступают из стены слабые очертания двух алтарных абсид. Поднявшись по лестнице внутрь колокольни, можно убедиться, что собственно церковь имела форму квадрата, окруженного с зап., сев. и южной сторон восьмиугольною папертью. В настояшее время Снетогорский монастырь является женским действующим монастырем. Положение его на берегу Великой чрезвычайно живописно. Отсюда открывается прекрасный вид на Псков.



Hosted by uCoz