Церковь Одигитрии

Тропарь иконе Божией Матери Смоленской, или Одигитрии, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо едину надежду имамы.

У Плоского спуска стояла в старые времена круглая Плоская башня XVI века с воротами, а немного севернее от стены к воде отходила сложенная из камня поперечная преграда. В древности в этом месте протекал по оврагу ручей, берущий начало в болотах посреди города. Овраг со временем засыпали, однако взвоз у Плоских ворот получился довольно отлогим, что и определило их название. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с этим своеобразнейшим храмом XVII века, - его кажущаяся непохожесть на другие старые храмы Пскова. Размеры, общая компоновка основного объема и колокольни, оконные проемы и обработка фасадов производят впечатление определенной "молодости" церкви. Однако это не так. Церковь Одигитрии была построена в 1685 году на месте храма, стоявшего на подворье с 1537 года. Но первоначальный вид ее был совершенно изменен при перестройке 1866 года, когда фасады церкви обработали в новом, несвойственном ее "возрасту" духе. О древности церкви говорили только ее апсиды с дорожками традиционного орнамента да узкооконный барабан, но и он был разрушен в годы Великой Отечественной войны. В строительстве храма нашли отражение и старые, устоявшиеся приемы возведения подобных сооружений, и свежие архитектурно-художественные идеи. Исполинские размеры внутренних помещений подчеркивались отсутствием в них каких-либо "дробящих" деталей. Стены были гладкие, своды опирались па четыре мощных столба, усиленных у основания прямоугольными базами.

Недостаточная освещенность обширного храма потребовала расширения окон при его перестройке, однако и при первоначальных окнах помещение церкви не выглядело мрачным. Величественный многоярусный иконостас, поблескивающий позолотой рам и многоцветьем живописи, усиливал ощущение грандиозности и строгого великолепия интерьера церкви Одигитрии. После Великой Отечественной войны, когда скрывавшая кладочную часть штукатурка стала отваливаться от стен четверика, обнаружились интересные явления. Мастера, возводившие церковь и колокольню, вносили коррективы в первоначальные замыслы в процессе строительства. Выкладывая, в частности, стены фасада, они вознамеривались соорудить восьмискатную крышу, но в ходе работ внесли усовершенствование - выполнили завершения стен под двадцатичетырехскатное покрытие, что более соответствовало общему благолепию сооружения. Точно так же, возводя девятиглавую колокольню, мастера меняли предварительные задумки; в ходе строительства, отталкиваясь от зримого уже образа, углубляя его, они изме-нили размеры верхнего яруса колокольни, переделали окна ее.

Исключительно своеобразна внешняя отделка церкви и колокольни, выполненная изразцовыми плитами. Ширинки и пояса на стенах колокольни прерывались выразительными изразцовыми крестами, выложенными из плиток зеленого полива. Близкое соседство корпусов ТЭЦ и разнохарактерных построек иного типа не дает ныне возможности представить тот эффект, который производил храм в свое время, возвышаясь на подворье богатейшего псковского монастыря. Громадный главный купол и четыре малые главы, крытые поливной черепицей, в сочетании с фигурными многодольными завершениями фасадов в виде "бочек" создавали замысловатую живописную картину. Многокрасочная гамма настенного изразцового декора, контрастно выделенные на охряном фоне зеленые кресты из глазурованных плит и сверкающая позолота ажурных крестов создавали ощущение глубокой цветовой гармонии. Осмотром церкви Одигитрии заканчивается обозрение па-мятников гражданской и культовой архитектуры древнего Пскова, расположенных в его юго-западной части, ограниченной стеной Окольного города и Октябрьским проспектом - центральной магистралью основного городского массива.



Hosted by uCoz