Тропарь Георгию Победоносцу, великомученику, глас 4:Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим. У церкви Покрова от Пролома брала начало старая улица Покровская (ныне улица Карла Либкиехта). Она шла вдоль стены и кончалась у Георгиевского взвоза, где стояла круглая в плане Георгиевская башня - один из узлов обороны западной стороны крепости. Великолепная панорама открывается с этой улицы, расположенной высоко над Великой, почти на уровне верхнего среза довольно внушительной в этом месте стены. За широкой рекой на сером фоне прибрежной зоны белеют строения древнейшего псковского монастыря - Мирожского (XII век); правее него, напротив Георгиевского взвоза, у самой воды, стоит церковь Климента, папы римского, а еще дальше из-за моста поднимаются кверху многопролетная звонница и крупный купол храма Успения у Парома. На противоположном конце улицы находится церковь Георгия со Взвоза - один из немногих уцелевших храмов XV века. Церковь Георгия - прекрасный образец довольно богатого по композиции и вместе с тем скромного по наружной архитектуре храма того типа, который получил распространение несколько позже, в XVI веке. Построенный в 1494 году, храм невелик по размерам; скромные объемы четверика дали зодчим возможность установить купол непосредственно на своды, без подпружных арок. Более трехсот лет церковь имела по обе стороны - южную и северную - приделы, соединенные с западным притвором галереями. Оба они были слома-ны после 1825 года; тогда же церковь лишилась звонницы на южной стене четверика - ее перенесли на пристроенное в XVII веке крыльцо. Силуэт новой звонницы - прямоугольной в сечении, с двухскатной крышей, хотя и соответствует общей кубической форме храма, был создан, очевидно, не по старому образцу. Притвор (во всю ширину церкви) довольно низок; на противоположной стороне к четверику примыкают три симметрично устроенные апсиды. Средняя украшена рельефными разводами, а фигурный орнамент из впадин под карнизами апсид скрыт позднейшей штукатуркой. Из-за полного отсутствия боковых пристроек храм выглядит очень стройным и несколько вытянутым вверх. Это ощущение усиливает трехдольное вертикальное деление фасадов четверика. Окна купольного барабана украшены бровками, а карниз его - кольцами утопленных кокошников и геометрических фигур. На шее барабана имеется изразцовый пояс из плиток зеленого полива с любопытными изображениями людей и мифологических животных и птиц. |