Церковь Богоявления с Запсковья

Тропарь Богоявлению (Крещению) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, глас 1:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

У моста через Пскову в старое время стояли Рыбницкие ворота, над которыми возвышалась большая прямоугольная в сечении башня. Мост, бывший значительно ниже нынешнего, располагался в низине между довольно высокими в этом месте берегами. Справа от переправы, где нынче можно еще видеть выступающие из-под земли остатки сводов Воеводских палат, издревле находилось подворье Снетогорского монастыря. Плитяные руины, тянущиеся по возвышенной части берега, - остатки подходившей к Довмонтовой крепости степы 1404 года. За мостом дорога идет в гору, и здесь стоит остановиться и посмотреть назад, в ту сторону, где в старое время находились въездные Рыбницкие ворота. Нетрудно представить себе величественную картину, открывавшуюся перед въезжавшими в город с севера. Слева, у самого моста, выступая к реке, стояли высокие, с тремя каменными этажами Воеводские палаты; тотчас за мостом на взгорке высилась проездная башня. С правой стороны над рекой возвышался кремль, за стенами Довмонтова города сияли золотом купола многочисленных храмов, за крутыми Персями поднимались к небу громады Крома, башни возносили свои смотровые вышки под самые облака. Скальные обнажения за Рыбными рядами подчеркивали грандиозность и мощь сооружений. Право, можно было "уронить шапку", оглядывая их. В одном квартале от моста на берегу стоит церковь Богоявления с Запсковья - храм, поставленный в 1496 году. Стоящий на холме, не скрытый соседствующими постройками, храм древнего Богоявленского конца, один из крупнейших в городе, виден издалека. Открытый со стороны реки, он словно сдерживает натиск новейших построек, полукольцом подступающих к нему с севера. Ближе к улице, как бы прикрывая собою храм, стоит многостолпная звонница. Первоначально ее внешняя стена не имела контрфорса в нижней части, и звонница выглядела еще более мощно, поражая воображение всякого приближающегося к ней и огромной цельной плоскостью фронтальной стены, и обилием отражаемого ее кремовой поверхностью света. Сама церковь со всеми ее дополнительными пристройками была скомпонована симметрично по отношению к продольной оси. Однако пристрастие псковских зодчих к нарушению симметрии нашло отражение и здесь: звонница, приставленная к северо-западному углу храма, изменяя долевые соотношения объемов, придавала всему сооружению произвольный, несбалансированный вид. Храм от этого значительно выиграл художественно. На рубеже XVII-XVIII веков первоначальное покрытие церкви - восьмискатное - было заменено упрощенным четырехскатным, а через сто лет после этого изменена глава ("современный" характер ее совершенно не вязался с древними формами храма: купол имел форму опрокинутой чаши, над ним располагалась дополнительная глухая главка с декоративным орнаментом в нижней части). После Великой Отечественной войны церковь, потерявшая в пожаре все деревянные части, в том числе и покрытие, была частично реставрирована. Ей "вернули" восьмискатную крышу, древней формы главу с жестяной облицовкой. Был восстановлен северный придел, имеющий свою главу, венчающую орнаментованный барабан. Подобный северному, противоположный придел остался невосстановленным. Как и четверик, приделы имели восьмискатное покрытие. Три апсиды основной церкви и апсида восстановленного придела имеют гиперболические крыши. На крупной средней апсиде - узкие щели старых окон и по бокам - крупные проемы позднейшего времени. Апсиды украшены фигурными подкарнизными поясами и лентами валиковых разводов. Над главным притвором и придельными имелись (так же как и на средних пряслах фасадов) многочисленные ниши под иконы и фрески. Несохранившееся крыльцо с арочными входами выступало дальше к западу, оно подходило к звоннице и составляло с ней одну линию. Внутри храма установлены попарно четыре столба, повышенные арки поддерживают барабан. Коробовые своды, идущие за арками, спускаются и ниже их. В сводах, в северной и южной стенах четверика и его алтарной апсиде помещены голосники. От церкви Богоявления к Пскове спускается дорога. Издревле это место называлось Бродами - здесь, на мелководье, реку преодолевали вброд, и церковь поэтому называлась еще Богоявлением в Бродех. В данный момент храм полностью восстановлен, в нем ведуться богослужения.



Hosted by uCoz